Что такое рентабельность бизнеса и как ее рассчитать

Что такое рентабельность бизнеса

Цель любого бизнеса – приносить прибыль и иметь хорошую рентабельность, поскольку именно она позволяет оценить с разных сторон насколько эффективно бизнес справляется с функцией заработка.

Что значит "быть рентабельным", как считать этот показатель и что потом делать с полученными цифрами? Давайте разбираться.

Что такое рентабельность

Рентабельность происходит от немецкого слова «rente» – «возвращать» и означает показатель экономической эффективности использования ресурсов или инвестиций. Другими словами, это свидетельство, удалось ли вернуть вложения и в каком объеме.

Рентабельность можно рассчитать как для бизнеса в целом, так и для его отдельных составляющих. Всего существует около 15 различных показателей рентабельности. В этой статье мы сосредоточимся на четырех часто используемых:

  • рентабельность продаж (ROS);
  • рентабельность активов (ROA);
  • рентабельность инвестиций (ROI);
  • рентабельность маркетинговых инвестиций (ROMI).

Но сначала необходимо ознакомиться с некоторыми определениями.

  • Выручка – она ​​же оборот. Это количество всех денег, которые клиенты заплатили компании.
  • Себестоимость продукции – сумма всех затрат на производство (или закупку товара для перепродажи) и реализацию товара.
  • Валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции. При расчете валовой прибыли не учитываются налоги на прибыль и проценты по кредитам компании.
  • Чистая прибыль – разница между выручкой и всеми затратами бизнеса, включая налоги и комиссии. Эти деньги владелец может забрать себе в виде дивидендов или потратить на дальнейшее развитие бизнеса.
  • Активы – стоимость всего имущества и денежных ресурсов компании, используемых в бизнесе: техника, товар, дебиторская задолженность, материалы, земля, недвижимость и т.п.

Показатели рентабельности

Сразу отметим: приведенные в примерах цифры вымышленные. Они не раскрывают рентабельности тех или иных бизнесов, а взяты исключительно для того, чтобы понятным языком объяснить термин.

Return on Sales (ROS) – рентабельность продаж

Ключевой показатель финансовых результатов компании, демонстрирующий, какую часть выручки организации составляет прибыль. Рассчитывается по формуле:

ROS = Чистая прибыль / Оборот х 100%

Например, у вашей компании за месяц был оборот $100 000. Из них $50 000 ушло на покупку товаров у поставщика. Еще $10 000 составили маркетинговые расходы. $5 000 – аренда и коммуналка, $20 000 на зарплаты. Суммарно валовая прибыль – $15 000. Допустим, у нас нет кредитных обязательств, а есть только 18% налога на прибыль, что от $15 000 составляет $2 700.

Таким образом, чистая прибыль – $12 300, а чистая рентабельность продаж: 12300/100000 х 100% = 12,3%.

Этот показатель обычно используют для сравнения: если у вас рентабельность в сентябре была 14,8%, в октябре 15%, а в ноябре 12,3%, то следует разобраться, что пошло не так. Или прогнозирования: если мне удастся увеличить оборот до $150 000, значит компания должна заработать: $150 000 х 12,3% / 100% = $18 450.

Рентабельность продаж

Return On Assets (ROA) – рентабельность активов

ROA показывает достаточно ли ваш бизнес зарабатывает денег, учитывая потенциал, который в нем заложен.

Вычисляется это путем деления чистой прибыли на стоимость активов:

ROA = чистая прибыль / стоимость активов х 100%

Для примера возьмем две строительных компании. Одна зарабатывает чистыми $2 млн., вторая – $1 млн. Какая из них эффективнее? Кажется, что первая. Но для точной оценки нам не хватает другого показателя – сколько активов они задействуют.

В обоих очень много денег заложено в оборудование (дорогие станки, краны, машины, инструменты), а также в землю, лицензии и т.д. Все это – их активы.

И вот первые смотрят на свои $2 млн. Это неплохо. Но если активов в компании на $100 млн долларов, рентабельность использования этих активов составляет 2 млн / 100 млн х 100% = 2%.

«Считается, что минимальный порог рентабельности активов – 10% годовых и более. Если ваш бизнес приносит меньше, он не очень эффективен. Ведь логично, что если продать все это оборудование и положить деньги в банк, даже в долларах получилось бы 3%. А если пойти в инвестиционный фонд, или купить какие-то облигации, там бывает доходность и 7% и 10%, и 15%. Тот случай, когда выгоднее не заниматься бизнесом, чем заниматься им», – объясняет соучредитель онлайн-сервиса для управления финансами малого и среднего бизнеса Finmap.Online Иван Каунов. 

В другой компании, в свою очередь, оборудование задействовано на $8 млн. Таким образом, рентабельность на один доллар активов составляет 12,5%. При таком управлении (если бы у этой команды было активов на $100 млн) они смогли бы за год заработать $12,5 млн.

Чтобы закрепить успех, возьмем для примера кофейный МАФ. На его открытие ушло $15 000. Это активы кофейни – сумма, за которую вы сможете ее и продать. Годовой доход с нее – $10 500. Соответственно, рентабельность активов – 70%. То есть, гораздо выгоднее заниматься кофейней, чем продать ее и внести деньги в банк.

Return on Investment (ROI) – рентабельность инвестиций

Наиболее известный показатель. Иногда его используют как синоним слова рентабельность: ROI маркетинга, ROI персонала и т.д. Но корректнее этот показатель применять к проектам и бизнесам в целом. Для маркетинга и персонала существуют свои RO_.

Return on Investment показывает на сколько процентов удалось вернуть вложения от инвестиций в бизнес или проект в целом.

Формула подсчета выглядит так:

ROI = (чистая прибыль – размер вложений) / размер вложений х 100%

Логично, если показатель выше 0%, вернуть удалось больше, чем вложили. Например, вы инвестировали $20 000 в станок и в следующем году произведенная на нем продукция принесла $30 000 прибыли. По формуле получается (30 000 – 20 000) / 20 000 х 100% = 50%. То есть, вы вернули вложенные $20 тыс. и сверху получили еще 50% от них.

Если оборудование не сломалось, за два года заработанная благодаря ему сумма составит $60 000. Соответственно и рентабельность возрастет, причем уже гораздо больше, поскольку инвестиции остались на прежнем уровне: (60000 – 20000) / 20000 х 100% = 200%.

Или снова пример с упомянутым кофейным бизнесом. Вы ушли с официальной работы, инвестировали в открытие кофейного МАФа и работаете на себя. Для чистоты эксперимента: в расходах нужно учитывать также вашу зарплату до момента открытия бизнеса. Так будет честнее и покажет, насколько выгоднее для вас заниматься бизнесом, чем работать на кого-то.

В общем, в открытие кофейни вы инвестировали $15 000. За два года чистыми удалось заработать $21 000. По формуле (21 000 – 15 000) / 15 000 х 100% = 40%.

Это показывает:

  • что ваш бизнес рентабельный на 40%;
  • что ваше благосостояние увеличился на 40% по сравнению с заработками на предыдущем месте.

Далее вы можете считать рентабельность после каждого нового года работы кофейни. Например, за три года вы чистыми заработали $31 500. Но пришлось потратить на обновление кофейни еще $5 000, поэтому общая сумма инвестиций увеличилась до $20 000. Таким образом, ваша рентабельность увеличилась до (31500 – 20000) / 20000 х 100% = 57,5%.

Рентабельность инвестиций

Return on Marketing Investment (ROMI) – рентабельность затрат на маркетинг

Под маркетингом имеются в виду и маркетологи, и рекламный бюджет, и продажники, и все, кто как-то коммуницировал с новыми клиентами.

Формула расчета здесь такова:

ROMI = (Валовая прибыль благодаря маркетингу расход на маркетинг) / расход на маркетинг х 100%.

Например, вы вложили в маркетинг $10 000 в этом месяце, а новые клиенты принесли прибыли на $15 000. Итого: (15000 – 10000) / 10000 х 100% = 50%. Это приемлемый показатель, поскольку вы вернули вложенную десятку, плюс еще $5 000 заработали.

А если, допустим, на $10 000 вы получили по маркетингу $6 000 прибыли, ваш ROMI: (6000 – 10000) / 10000 х 100% = - 40% То есть, вы ничего не заработали, а наоборот потеряли. Это допустимо, если клиент потом несколько раз повторно что-то у вас покупает. В противном случае, с такой рентабельностью вы обанкротитесь.

В ROMI есть подпоказатель – Return on Advertising Spend (рентабельность затрат на рекламу). ROAS показывает, какую сумму вы потратили на рекламу, и сколько денег вам заплатили клиенты, которые появились, благодаря этому.

Формула тоже очень похожа, с той лишь разницей, что здесь не нужно учитывать расходы на зарплату специалистов по рекламе:

ROAS = (валовая прибыль благодаря рекламе – расход на рекламу) / расход на рекламу х 100%

«Как правило, этот показатель используется в онлайн-бизнесе, потому что здесь очень просто отследить возврат инвестиций. Заходишь в аналитику и видишь, сколько ты потратил на тот или иной канал трафика, сколько благодаря этому пришло новых клиентов и сколько денег они заплатили. Соответственно, ты можешь определить наиболее прибыльные каналы привлечения клиентов и сосредоточить основные инвестиции именно на них», – подчеркнул Каунов.

Зачем владельцу знать рентабельность бизнеса

Это, как минимум, интересно. Например, Return on Investment показывает, сколько денег вы вложили в свой бизнес и насколько он в результате окупился. А ROMI может показать, сколько денег приносит маркетинговая деятельность.

Но есть в этом и практическая польза. К примеру:

  • зная ROI своего бизнеса, вам легче привлекать инвестиции и кредитные средства для развития своего дела. А сами инвестиции станут более эффективными, поскольку можно просчитывать отдачу от каждого проекта;
  • благодаря ROA и ROS вам легче выбрать нишу для нового бизнеса. Ведь логично, что вы захотите открывать дело с большей рентабельностью;
  • благодаря ROMI реклама станет более эффективной и прибыльной.

На показатели рентабельности раскладываются все составляющие бизнеса: можно определить рентабельность каждого сотрудника или отдела в целом, товара и т.д. Это имеет даже большую пользу, чем рентабельность бизнеса, поскольку поможет пересмотреть расходы компании, выявить уязвимые места и исправить их. Но такие расчеты достаточно сложные. Поэтому если вы не эксперт в области финансов, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Как повысить рентабельность

Как повысить рентабельность

«Это вопрос на миллион долларов для любого предпринимателя. С ним он должен просыпаться и проводить каждый день. Думать: «если у нас оборот $10 тыс., почему в качестве прибыли остается только $1 тыс?» А ответ прост: нужно разбивать рентабельность бизнеса на мелкие составляющие, убирать наименее рентабельные, лоббировать наиболее рентабельные, отслеживать моменты, когда рентабельность меняется под влиянием внешних факторов и обращать их в свою пользу», – отмечает Каунов.

Этот процесс называют факторным анализом рентабельности. Несколько примеров:

  • рентабельность маркетинга – делать акцент на эффективные каналы трафика и реагировать на их изменения. Если вы посмотрите каналы привлечения клиентов для одного и того же товара рентабельность может быть где-то 100%, где-то 400%, где-то 50%. Это означает, что выгоднее продвигаться там, где 400% рентабельности и до момента, пока цифра не опустится до 50%. Снижение показателя означает, что вы исчерпали потенциал этого канала трафика по эффективной цене. Значит, рекламные расходы сюда можно уменьшить и перенаправить в другое место, где ROAS мог вырасти со 100% до 400%.
  • рентабельность активов – можно проанализировать и понять, что какое-то оборудование используется очень редко. Возможно, его нужно продать и просто арендовать по мере необходимости. Таким образом, вы уменьшите нагрузку на стоимость активов. Или же просто поймете, что ваша деятельность должна лучше оплачиваться.

Задаваясь вопросом о рентабельности собственного бизнеса, вы всегда будете находить новые точки роста. Поэтому задавайте себе правильные вопросы, анализируйте результаты и делайте свое дело экономически эффективным!

Related Terms

НЕ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

x